Мы неоднократно писали о механических доводчиках, но с прицелом на двери. В этой статье мы объясним, какие из дверных доводчиков можно устанавливать на калитку и чего от них в таких условиях ожидать. Сразу условимся: поскольку понятие «калитка» весьма обтекаемо, мы сфокусируемся на уличных распашных калитках. Для ясности можно держать в голове образ калитки забора или ворот из профнастила (профлиста).

И коротенькое напоминание, прежде чем перейти к сути статьи. В нашем интернет-магазине вы сможете подобрать и недорого купить доводчик на калитку с рабочим весом до 180 кг и набором самых разных регулировок. Все доводчики Palladium морозостойкие, внутри – канадское премиум-масло чистотой 99,99% и с точкой замерзания -48°С. Корпус влагонепроницаемый, в комплекте к некоторым моделям идет кожух для защиты от осадков и конденсата. Цена от ~1200 руб., при заказе оптом выйдет дешевле. География доставки: Россия, Беларусь, Казахстан, а также Киргизия (г. Бишкек).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОРОЗОСТОЙКИМ ДОВОДЧИКАМ НА КАЛИТКУ

• Герметичный корпус из нержавеющих сплавов и/или полимеров.
• Возможность всепогодной эксплуатации, работоспособность в -30°С или ниже.
• Реальный* угол открывания: не менее 90°.
• При необходимости: возможность монтажа на калитке без верхней перекладины.
• Будет нелишним: влагозащитный кожух или приварной козырек.
* - имеется в виду не гипотетически возможный у этой модели, а наблюдаемый на практике угол открывания. Главным образом он определяется способом установки.
Если на калитке установлен замок с защелкой: усилие доводчика должно быть достаточным, чтобы калитка плотно закрывалась. Также для калиток на защелке будет полезна регулировка конечного дохлопа; в доводчиках Palladium и «Фабрика Замков» она называется Latch Speed.
2. ВИДЫ УЛИЧНЫХ ДОВОДЧИКОВ ДЛЯ КАЛИТКИ ЗАБОРА
Дверная пружина

Примитивный донельзя и известный еще с дремучих времен механизм. Устройство максимально бесхитростное: пружина крепится в натяг одним концом к створке, другим – к опорному столбу. При открывании она взводится, а при закрывании – сжимается, утягивая створку за собой.
Пружина берет только божеской ценой: 150-300 руб. В остальном это недостаток на недостатке. Во-первых, калитка будет открываться с сопротивлением, а закрываться настолько резко, что на проходе лучше не мешкать. Плюс ко всему под весом и от парусности пружина потихоньку растянется и однажды просто перестанет доводить.
Пружинный доводчик

Прокачанная версия пружины. Добавлены регулировка сжатия (правда, в довольно узком диапазоне) и более цивильный вариант крепления: через кронштейн. Однако закрывание все такое же – слишком быстрое и с грохотом.
Гидравлический доводчик

Его еще называют масляным. Кроме связки «пружина-поршень» здесь есть еще и амортизатор: залитое в корпус синтетическое масло. Именно перемещение масла по каналам и обеспечивает плавное распрямление взведенной пружины во время закрывания калитки.
Плюсы и минусы: (+) мягкая доводка; (+) легко найти в продаже; (+) функций и опций больше, чем в остальных механических доводчиках; (-) чаще и острее других доводчиков нуждается в регулировке; (-) нельзя «помогать» доводчику закрывать дверь, особенно зимой, когда некогда жидкое масло становится как сгущенка и с силой давит на уплотнительные сальники; (-) чтобы установить гидравлический доводчик на калитку без верхней перекладины, придется поколхозить.
Пневматический доводчик

Тот же пружинно-поршневой механизм, только в качестве рабочей среды уже не масло, а гуляющий из отсека в отсек воздух. Принцип действия завязан на разнице давлений при открывании-закрывании калитки.
Плюсы и минусы: (+) есть доводчики специально для калитки без верхней перекладины; (+) не нуждаются в частой регулировке; (+) можно придерживать дверь и даже «помогать» ей быстрее закрыться (хотя вторым лучше не злоупотреблять); (-) продаются лишь в специализированных магазинах; (-) доводка не такая равномерная, как у масляных доводчиков: перед дохлопом калитка резко тормозит, потом снова разгоняется; (-) хуже масляных доводят створку при малом угле открывания.
3. О ЦЕНАХ. СКОЛЬКО СТОИТ ДОВОДЧИК ДЛЯ КАЛИТКИ ИЛИ РАСПАШНЫХ ВОРОТ?

• 150-400 руб.: обычная дверная пружина.
• 400-1500 руб.: пружинный доводчик.
• 1000-4000 руб.: среднего класса морозостойкий масляный доводчик с рычажной тягой.
• 3000-6000 руб.: то же самое, но со скользящей тягой.
• 2200-4500 руб.: среднего класса уличный пневматический доводчик.
• 4500-20000 руб. и выше: масляные доводчики топ-брендов: DormaKaba, Geze, ASSA Abloy.
Все цены актуальны на лето 2021 года.
4. КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ ПО МОЩНОСТИ ДОВОДЧИК?
Ключевые параметры – вес створки и ее ширина. В случае с воротными и заборными калитками, особенно глухими, необходимо учитывать еще и высоту, она сильно влияет на парусность при ветре. Для наглядности приведем таблицу, по которой подбираются доводчики Palladium.

Как видим, для типичной калитки на даче достаточно усилия доводчиков из легкой серии. К примеру, обшитая профлистом калитка 800*1600 мм с каркасом из профильной трубы 25*25 мм и поперечиной посередине будет весить 15-20 кг. Из наших доводчиков сюда подошел бы 1025 ST.
Иногда бывает, что калитка не вписывается в стандартизированные значения: по весу подходит доводчик на 25 кг, по ширине и высоте – на 45 кг. В этом случае из двух моделей следует выбирать более мощную; в нашем случае – на 45 кг.
5. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
«Чем лучше крепить дверной доводчик к металлической калитке?»
Самый надежный вариант: приварить болтами к верхней перекладине. Если нет сварочного аппарата, можно обойтись и кровельными саморезами, но тут уж без гарантий: закрепленные таким способом доводчики порой срывает.
«Как установить доводчик на калитку без верхней перекладины?»
Рычажный гидравлический доводчик – через импровизированный кронштейн: стальной уголок, который нужно приварить к столбу. Выглядит это примерно так:

С безрычажными пневмодоводчиками попроще. Там уже предусмотрено поворотное крепление, ничего наваривать не придется

«Что сделать, чтобы зимой уличный доводчик не протекал? Может, масло поменять?»
Доводчики протекают зимой не по вине масла, а из-за неправильного обращения, пренебрежения регулировкой и слабых ПВХ-сальников. Дубеющие и сжимающиеся в размерах на холоде, такие сальники попросту выдавливаются из корпуса, не в силах сопротивляться давлению загустевшего масла. Частичный выход из положения – морозостойкий доводчик с усиленными сальниками из термо-, бензо-, маслостойкой резины. «Частичный» – это потому, что пока люди не искоренят привычку ускорять закрывание калитки рукой, риск протекания так и останется.
«А если купить пневматический доводчик калитки? Нет масла – нечему вытекать…»

Масло не вытекает, зато уходит воздух. Это часто случается, когда ударяют затяжные морозы от –20°С и ниже. В таких условиях сделанный из пластика юбочный уплотнитель на поршне начинает сжиматься в размерах – и куда стремительнее, чем стальной цилиндр (из-за разницы коэффициентов линейного расширения пластика и стали). В результате появляется зазор, через который воздух и сифонит.
«Оправдана ли покупка более мощного доводчика, чем полагается по таблице производителя?»
Обычно нет, ведь чем больше усилие доводчика, тем тяжелее калитку открывать. Но бывают и исключения – например, если калитка сплошная (скажем, из профлиста) и не фиксируется в проеме чем-то вроде защелки. Тогда при порывах фронтального ветра она будет самораскрываться и хлопать. Вот тут-то и пригодился бы доводчик с усилием повыше.
«Как продлить жизнь уличному доводчику для калитки?»
Регулировать по сезону. Не реже двух раз в год смазывать основные узлы. Следить за герметичностью корпуса и состоянием пластикового кожуха (если есть). И ни в коем случае не помогать доводчику притягивать калитку – возвратный механизм прекрасно справится сам. Иначе зачем он вообще придуман?