И снова о защите велосипеда от кражи. На этот раз объясняем, почему многие противоугонные цепи не такие уж противоугонные и панически боятся арматурных ножниц.
Грозная, как Цербер, гибкая, как черная мамба. Кажется, что надежность – второе имя закаленной цепи.
Если бы! На YouTube сотни видео, где мужчины чикают цепь с маркировкой «Закалено» болторезом. Делают они это секунд за 15, словно перед ними моток бечевки. Получается, производитель врет и цепь сырая? Маловероятно – скорее всего, она правда закалена. Но почему тогда режется? Неужели закалка – фикция?
НЕ ФИКЦИЯ, НО И НЕ ПАНАЦЕЯ
За редким исключением цепи под замок не прокаливают насквозь. Чтобы понять почему, достаточно по верхам ориентироваться в механике. Закаляя сталь во всю толщину, мы повышаем твердость, а значит – теряем упругость и увеличиваем хрупкость. Звенья становятся уязвимы к одномоментному разрушению – например, удару кувалдой.
Итак, замковые цепи не прокаливают во всю толщину металла. Но что же с ними делают? Откуда берется заветная маркировка ‘Hardened’ («Закалено»)?
Все просто. Почти все противоугонки, от китайщины за 500 рублей до Abus ценой с велосипед, подвергают цементации (англ.: case hardening).
Цементация – это когда цепь кладут в стальной ящик, засыпают углеродосодержащей смесью, полдня выдерживают в печи при температуре 900-950°C, а затем охлаждают. Что в итоге? Снаружи сталь закалена – порой до 65 HRc по шкале твердости Роквелла. Это даже больше, чем у ножовки по металлу, и пилить ей цепь все равно что резать картон тетрадным листом.
Но почему закаленные таким способом звенья пасуют перед метровым болторезом? Ответ в буквальном смысле на поверхности: закалка затрагивает только внешний слой в 1,5-2 мм толщиной. Внутри же сталь остается мягкой: в лучшем случае 25-30 HRc. Губки болтореза в два раза тверже – на радость испытателям с YouTube. Остается только захватить ими пруток и вжаться в рычаг инструмента что есть силы. Чик! – и готово.
ПРОТИВОЯДИЕ ОТ БОЛТОРЕЗА
Если не закалка, то что убережет цепь от техасской резни арматурными ножницами? Отвечаем в порядке убывания важности.
[Толстый пруток]
Сечение 10 мм усложнит задачу всем болторезам, которые можно пронести за пазухой или в сумке. 12 мм – и инструмент можно зачехлять, если только дело не происходит в пустом подъезде, а вор не Халк.
С прутком 16-18 мм вообще могут тягаться лишь гидравлика и болгарка. Обычному болторезу, даже метровому, просто не хватит зева. Все бы ничего, но такая цепь антипортативна: при длине 1 м она весит 5-6 кг. Придется обвить вокруг излюбленной стоянки и там оставить.
[Максимально сложные условия для угона]
Вспомним ролики с YouTube. Пышущий силой испытатель раскладывает в гараже противоугонную цепь. Рядом лежит метровый болторез и на всякий случай аккумуляторная болгарка. Вокруг ни души – разве что друг, снимающий все на смартфон. И вот в таких комфортных условиях проходит краш-тест.
В реальной жизни все заковыристее. Вор выйдет «в поле» не с метровым, а 400-750 мм болторезом, болгарки не будет вообще. Само же действие развернется не в герметичном гараже, а на улице (мы все же надеемся, что в подъезде велосипеды никто не оставляет). Тут судьба подсказывает велосипедисту: «Я почти все сделала. Просто натяни цепь повыше от асфальта, чтобы нельзя было упереть болторез в землю».
[Форма сечения прутка]
В теории цепи с шестигранным прутком устойчивее к перекусыванию, чем скругленные, так как нагрузка распределяется на большую площадь контакта. На практике мы снова упираемся в толщину прутка: овал 12 мм всегда надежнее шестигранника 8 мм.
ИТОГО: СКОЛЬКО СТОИТ НАДЕЖНОСТЬ?
Приводить цены на противоугонные цепи – сомнительная затея: уж слишком велик разброс. Но мы попробуем.
1. До 800 руб. за 1 м.
За эти деньги – только хлам с AliExpress. Здесь все по классике от дяди Ляо: пруток 4-5 мм, звенья не спаяны. Замок обычно есть, и это тревожный сигнал: в достойных противоугонках замок забирает минимум 1/3 стоимости. Остается только догадываться, какого он качества и сколько бы стоила цепь без него. В общем, при таком раскладе уже не важно, сырые звенья или закаленные.
2. 800 – 3000 руб. за 1 м.
Самая разношерстная категория. Нижняя граница – это Россия и приличный Китай. Верхняя – младшие модели Abus, Kryptonite с нехитрым кодовым или штифтовым замком под английский ключ. Пруток может быть хоть 4 мм, хоть 8 мм – для болтореза 600+ мм что одно, что второе – пластилин. В сухом остатке имеем велозамок начального уровня. Один он в поле не воин, но в паре с U-образным велозамком каши не испортит.
3. 3000 – 7000 руб. за 1 м.
С таким бюджетом можно купить цепной замок с высокими рейтингами безопасности: золото Sold Secure, 4 звезды ART, не менее 7/10 по внутреннему чарту производителя. Диаметр прутка в этом ценовом сегменте – 8-14 мм; замок может быть интегрированным или навесным U-образным. Механизм – дисковый или цилиндрический под перфорированный ключ. И тот, и другой в отличие от «английского» цилиндра не вскрываются скрепкой.
4. Более 7000 руб. за 1 м.
В этой категории обитают ультратолстые (от 16 мм) закаленные цепи из марганцевой стали от именитых производителей. Здесь же флагманские модели с прутком поуже, добирающие в цене за счет навороченного замка (дужка 12-16 мм из борированной стали, запатентованные ключи с LED-подсветкой и т. д.). Обвешивать такой противоугонкой ашанбайк бессмысленно. Но если у вас Cube, Specialized или Electra – другого выбора нет.
***
Цепи с замком и под замок, как и другие средства защиты велосипеда от угона, можно купить у нас. Посмотрите каталог – там много интересных предложений под любой кошелек.