Что появилось раньше – круглая поворотная или нажимная рычажная ручка? Как они видоизменялись и соперничали друг с другом на протяжении веков, и к чему все это привело? Увлекательный исторический экскурс от Palladium.
1500-1600 Г. ПРЕДЫСТОРИЯ
До XVIII века в фалевых ручках не было нужды, потому что не изобретены замки, с которыми они могли бы работать. Верх достижений того периода – дверные молотки и выгнутые вертикальные ручки, которые сейчас мы бы назвали скобами. Позже к ним добавятся круглые деревянные ручки, прообразы будущих поворотных «кнобов».
Нужно понимать, что в Средневековье замки и ручки устанавливали в основном на входную дверь. Часто она была единственной в помещении: дома того времени представляют собой один большой зал открытой планировки с пустыми проемами (арками).
В Средневековье межкомнатные двери (и фурнитура к ним) были редкостью
Комнаты (а с ними и межкомнатные двери) в Европе появляются к XVII веку, в посттюдоровскую эпоху. Кажется, что вот теперь-то спрос на декоративные ручки должен вырасти. Но этого не происходит, потому что из технологий металлообработки освоена лишь ручная ковка, и это дорого. Как всегда, все лучшее достается администрациям, церквям и зажиточному дворянству.
Чтобы обеспечить предложение и подстегнуть спрос, нужна мощная экономика, стабильное производство и импульс, который всю эту карусель запустит. Спустя 150 лет такой импульс находится, и имя ему – Промышленная революция.
1780-1800 Г. ПЕРВЫЕ ВРЕЗНЫЕ ЗАМКИ С ЗАЩЕЛКОЙ – И ПЕРВЫЕ РУЧКИ К НИМ
У Великобритании, только недавно вышедшей из Семилетней войны, много долгов, голодных ртов, но еще больше чугуна. В 1784 году англичанин Генри Корт находит способ переплавлять чугун в железо и в одночасье становится человеком, который изменил все. Теперь можно производить небывалое количество железа в рекордно короткие сроки.
В итоге уже к 1790-м годам в стране появляются первые накладные замки с защелкой, а за ними и первые врезные замки, приводящиеся в движение поворотом кноба. Только теперь уже не деревянного, а кованого и, как правило, на планке.
Внешне кнобы той эпохи напоминают современные. Только они меньше размером и пока еще не цельнолитые, а сваренные из двух деталей: шара и основания. А вот скрепляются они с замком вполне традиционным способом: через стержень (квадрат). Он куется вручную, узкий на конце и пока имеет квадратное сечение 7 мм (современный стандарт – 8 мм).
XVIII век: накладной замок (слева) и врезной (справа)
1800-1850 Г. ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАТЕРИАЛОМ И ФОРМОЙ
К XIX веку Великобритания утверждается в роли главной промышленной державы и делает все, чтобы этот статус удержать. Правительство ограничивает экспорт станков и запрещает английским мастерам покидать страну. Таким образом, до 1830-х годов большинство новых замков и ручек в Европе и США, которые еще 50 лет назад сами были британской колонией, именно английские.
С изобретением в 1826 году машины для прессования стекла налажено массовое производство стеклянных ручек. Они пока еще только поворотные, на латунном наконечнике, хрупки и не слишком красивы, но зато недорогие. В 1837 году наконечник сменяет металлическая розетка. Вместе с этим ручки растут вширь, принимая грибовидную форму и уже почти современные размеры, а стержень утолщается до 7,6 мм.
Примерно в 1846 году набирает обороты литейное производство. Появляются цельнолитые кнобы из латуни и бронзы. Но литье под давлением, развязывающее руки дизайнерам, освоят только 30 годами позже. Поэтому самые первые литые ручки для массового рынка это просто круглая шляпка на ножке. Позолоченные ручки с барочными рокайльными завитками тоже выпускают, но это нишевый товар, доступный только аристократии.
Накладной замок Carpenter с поворотными ручками (середина XIX века)
1850-1900 Г. АМЕРИКАНСКИЙ ПРОРЫВ
В 1850-е годы США – самое быстроразвивающееся государство. Индустриализация ставит на поток производство, а троекратный прирост населения (в период 1812-1852) позволяет закрыть на фабриках все вакансии. Это десятилетие богато на изобретения. Ежегодно выдается в 36 раз (!) больше патентов, чем в 1811 году – последнем мирном году перед большой войной. И если к 1838 году 95% фурнитуры в Америке завезено из Европы, то дальше Штаты развиваются уже без помощи извне.
В эту эпоху врезные замки с защелкой вытесняют засовы и шпингалеты, и фалевые ручки (все еще поворотные) становятся повсеместным стандартом. К концу 1850х их начинают лепить из керамики, вдохновившись фарфоровыми круглыми ручками, завезенными из Китая. Популяризатором фарфора и керамики вообще становятся Джон Пеппер и Корнелиус Эрвин. Из-под их гончарных кругов выходят круглые ручки с популярными в те времена античным, георгианским и викторианским орнаментами.
В 1878 году Патентное ведомство США одобряет патент Осборна Дорси на первую комбинированную ручку-защелку. И пусть ее механизм несовершенен и уж точно непригляден, начало положено. Изобретение станет знаковым для всей американской культуры, хотя о его создателе будет известно только то, что он афроамериканец. Некоторые источники предполагают, что Дорси был рабом.
Первая независимая от замка ручка-защелка выглядела так
Вторая половина XIX века знаменуется еще тремя знаковыми событиями. Во-первых, во Франции освоили горячее цинкование – гальванизацию. Теперь металлам, которые подешевле, можно придать цвет других, которые подороже, да еще и антикоррозийные качества повысятся. Кроме того, возвращаются в моду деревянные ручки. Только они уже не грибовидной, а бочкообразной формы.
Третье событие поначалу не вызывает большого интереса у современников, но становится точкой отсчета для нашего поколения. В Европе (а к 1890м годам и в США) появляются нажимные ручки.
1900-1930 Г. РАСЦВЕТ НАЖИМНОЙ ЭРЫ
Строго говоря, в XIX веке нажимные ручки не были ноу-хау. Еще в средние века в скандинавских странах дубовые двери замков и фортов оснащались массивными железными рычагами. Но общего с ручкой у них было примерно столько же, сколько и с засовом.
В отличие от постоянно эволюционировавших кнобов нажимная ручка, кажется, никогда не знала времени. Если закрыть глаза на барочный узор и викторианскую вязь, свойственную ручкам начала XX века, то многие модели выглядят традиционно, будто и не застали закат империй.
Нажимная ручка начала XX века
Однако пока нажимные ручки в тени поворотных. Несмотря на все литейные успехи, типичный кноб 1910-х выглядит так: граненое стекло, продолговатая форма, узкая розетка. Увлечение стеклом это не столько прихоть моды, сколько необходимость: на носу Первая мировая война, и металлы лучше приберечь для выплавки оружия и снарядов.
1920-е годы. Война закончена, экономика отдельных стран подправлена. Самое время заняться доработкой фалевой ручки. Прежде нетронутый стержень получает резьбу или разрезы на концах и «полнеет» до стандартных 8 мм. В механизме начинают использовать втулку, что сразу уменьшает трение деталей, и ручки проворачиваются гораздо мягче. Наконец, американец немецкого происхождения Вальтер Шлаге изобретает кноб с цилиндрическим замком. Теперь дверная ручка не только защелкивается, но и запирается.
1925 год. В Париже проходит выставка Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, после которой все только и говорят о новом стиле в архитектуре – ар-деко. Он продержится до Второй мировой войны и прямым образом повлияет на внешний вид ручек. Если кратко, то ар-деко – это привычный для нас модерн, только пропущенный через идеи кубизма.
Представьте, что Пикассо нарисовал дверную ручку. Это и будет ручка в стиле ар-деко
1930 – НАШЕ ВРЕМЯ. EAST COAST И WEST COAST
В годы передышки между двумя мировыми войнами нажимные ручки опережают круглые в популярности. Правда, Великая депрессия и последовавшее вслед за ней развитие литейных технологий приводят к тому, что вместо бронзы и латуни начинают использовать более дешевые сплавы. В первую очередь это сталь. В середине XX века к ней добавляется хорошо знакомый нам алюминий, а еще спустя время - ЦАМ.
Винтажный кноб с нажимной ручкой (1930-е)
В 1939 году Гитлер нападает на Польшу. Европу (а вскоре и США) постепенно затягивает в трясину многолетней войны. Фабрики экстренно переходят в режим «все для фронта, все для победы», на производство металлических ручек частично накладывают вето. Как и 25 лет назад, в ход активно идет стекло. Стеклянные кнобы того времени нарочито укрупненные и с основанием из штампованной с тали. Нажимные ручки изготавливают из дешевых сплавов и все чаще покрывают керамикой.
После войны по обе стороны океана возобновляется производство металлических ручек. Они становятся лаконичнее и утилитарнее. Уходят в прошлое барочные рокайли, затейливые завитушки и даже планки. Все готово к долгому и безраздельному властвованию неоклассики, модерна и его субстилей: хай-тека и лофта.
С этого же момента намечается великий передел, который сохранится до нашего времени. Круглые кнобы уходят туда, где их больше ценят, - на Запад (США). Нажимные ручки остаются на Востоке (в Европе). Почему так, наверняка никто не знает, но версий выдвигается множество.
Самое правдоподобное объяснение: Европа мультикультурна, чаще была втянута в войны и чаще же перестраивалась с нуля. В то же время постколониальные Штаты лепили из того, что было, а были тогда именно круглые кнобы, завезенные с Британских островов. Позднее, когда в Европе в очередной раз все поменялось и появились нажимные ручки, Америка если и не была в статусе экспортера №1 дверной фурнитуры, то уж точно считалась родиной самых громких инноваций (вспомним изобретения Yale, Schlage, MasterLock). Поэтому она могла позволить себе пойти своим путем. Возможно, единственно правильным с ее точки зрения.
Такая ситуация сохраняется и в наше время. Хотя проглядывается тенденция (пусть пока и вялотекущая) к отказу от кнобов в пользу более элегантных и удобных нажимных ручек. В 2013 году власти Ванкувера, находящегося у границы с США, даже законодательно запретили установку кнобов в новых домах. Говорят, что точно такой же закон готовятся принять и в отдельных штатах Америки. Кто знает, может быть, уже через 30-50 лет почти все фалевые ручки в домах будут нажимными?
Время покажет, а мы посмотрим.
***
В каталоге Palladium вы найдете качественные нажимные ручки и кнобы на любой вкус. Выбирайте!