Новому велосезону – быть. В рамках подготовки к нему поделимся советами, как купить велосипедный замок, с которым вы будете спокойны за свой байк. Тем более что выбор противоугонки за последние годы здорово разросся. Теперь это не только тросики с цепями, но еще и U-локи, а также сонмы вариаций на тему складного велозамка. Но обо всем по порядку.
1. ТРОСОВЫЙ ЗАМОК (ТРОСИК)
Противоугонная защита начального уровня. По сути, это не что иное, как шмоток витой проволоки со встроенной личинкой (реже – с петлями под навесной замок).
Тросики неимоверно дешевы (от 100-150 р.) и удобны, причем чем тоньше сам трос, тем он гибче и маневреннее. Однако все такие замки довольно хлипки и на 100% защитят разве что от голых рук. Поэтому рекомендовать – рекомендуем, но только как дополнительный велосипедный замок. Например, для защиты съемных деталей – тех же колес или сиденья.
Надежность: 1/5
Все тросики перекусываются арматурными ножницами, а для тонких (4-5 мм) хватит и простых садовых. Не внушает доверия и узел, где трос скрепляется с личинкой. Несколько смачных ударов молотком – и запирающая втулка развалится на части.
Перевозка: 5/5
Тросик – однозначно самый удобный замок для велосипеда. Он совсем легкий (200-450 г), аккуратно складывается кольцом и помещается куда угодно: на раму, под седло, в багажник или рюкзак. Еще один плюс: отсутствие шума при тряске.
Удобство парковки: 5/5
Трос-замок гибкий, моментально раскладывается и так же легко пристегивается. Модели с длиной от 0,8 м нетребовательны к ширине опоры. Длинным тросом (≥1 м) можно пристегнуть к одному столбику сразу несколько велосипедов.
Памятка: как купить велосипедный тросовый замок
• Выбирайте трос потолще: желательно от 7 мм.
• Учтите: а) диаметр обычно указан с оплеткой; б) с утолщением теряется гибкость.
• В кодовых замках есть тенденция к расшатыванию корпуса механизма. В моделях с ключом такое вообще-то тоже встречается, но не так повально.
Цена. Сколько сейчас стоит трос с замком?
Тонкий (⩽6 мм) трос длиной в метр – в среднем 150-300 р. Ø6-8 мм – 200-500 р. Утолщенный и продетый в защитные стальные звенья – 600-1000 р.
2. ПРОТИВОУГОННАЯ ЦЕПЬ
Ничего надежнее цепи для защиты велосипеда не придумано. Тем не менее, появляются все новые виды велосипедных замков: U-образные, пластинчатые, трубчатые. Спрашивается, зачем? Все дело в габаритах. Не всякий, кто привык ездить налегке, смирится с идеей возить лишние 2-3 кг звеняще-гремящей массы. А примерно столько и весит среднестатистическая метровая цепь.
Надежность: 5/5
Сварная закаленная цепь с толщиной прутка хотя бы от 8 мм бойко сопротивляется большинству ручных механических инструментов, включая болторез с ручками до 450-500 мм. Тем более, если учесть, что угонщику придется возиться в неудобном положении, а цепь на весу будет вилять. Собственно, в подвижности при атаке и кроется преимущество цепи над U-локом – вторым по надежности велосипедным замком.
Перевозка: 2/5
Перевозить цепь можно как угодно, хоть даже на поясе. Повторимся: проблема только в весе. Метровая каленая цепь в матерчатой обмотке может весить 1,5-1,8 кг (Ø8 мм) или 2,5-2,7 кг (Ø10 мм). И это близко не предел. Например, у Kryptonite есть толстозвенная цепь массой 7,23 кг. И позиционируется она именно как противоугонный велосипедный замок – не мотоциклетный!
Удобство парковки: 4/5
С цепью вам не придется наматывать круги, высматривая подходящую опору. Во всяком случае, если цепь раскладывается хотя бы 80 см. Этой длины достаточно для пристегивания велосипеда через раму и колесо к большинству столбов.
Памятка: как купить велосипедную цепь с замком
• Самое важное – толщина звена (прутка). Все, что тоньше 6 мм, не заслуживает внимания. Относительная надежность начинается с 8-10 мм.
• Цепи с шестиугольным сечением несколько устойчивее к перекусыванию. Зато круглозвенные на ~10-15% легче при той же длине и толщине.
• Что лучше: встроенный или навесной замок? Это вопрос не на одну статью. Что можно сказать точно: у цепей со встроенным механизмом меньше эффективная длина (ее скрадывает запирающая втулка).
Цена. Сколько стоит противоугонная цепь?
Рассмотрим на примере цепей в самой ходовой длине – 80 см. Совсем тонюсенькие цепочки с прутком Ø4-5 мм стоят от 300 р. (безымянный Китай) до 1200 р. (начальные модели Kryptonite). Средний уровень защиты (Ø7-10 мм) от российско-китайских марок: 500-1500 р. Засматриваетесь на флагманские антивандальные цепи от Kryptonite, Abus, Onguard? Готовьтесь выложить до 20 000 р.
3. U-ОБРАЗНЫЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ЗАМОК (U-LOCK)
По принципу работы напоминает навесной замок – только дужка длиннее, а корпус пузатее. Являясь антиподом цепи, U-Lock ожесточенно борется с ней за звание лучшего противоугонного средства для велосипеда, хотя и имеет один серьезный недостаток. Но о нем позже.
Надежность: 4/5
U-образные велозамки бодро противостоят ручным инструментам – во всяком случае, тем, которые поместятся в кармане или за пазухой. Правда, все это при условии, что дужка хотя бы 12 мм в толщину и защелкивается в корпусе на два фиксатора. Тогда вместо одного пропила вору придется делать два, да и выбить дужку будет посложнее.
Перевозка: 3/5
Велосипедный U-замок с дужкой 12-14 мм весит ~1,2-1,7 кг. Он, конечно, не так воздушен, как тросик, но это и не цепь, вес которой при аналогичной толщине прутка может достигать 4 кг. Что касается способов перевозки, то здесь полная свобода выбора. Многие возят U-lock в рюкзаке, сумке или багажнике. Если в комплекте было крепление, то можно и на раме.
Удобство парковки: 2/5
Собственно, тот самый недостаток, о котором мы упомянули выше. Из-за тесного проема дужки и жесткой конструкции U-лок придирчив к месту стоянки. Массивные фонарные столбы, стволы деревьев – все это отпадает сразу. Для 70% моделей круг вариантов сужается до классических велопарковок, сварных оград да лестничных перил.
Памятка: как купить велосипедный U-образный замок
• Требования к дужке: закаленная, минимум 12 мм в толщину.
• Уже упоминали, но все же: дужка должна защелкиваться на два фиксатора.
• Берите замок в обтекаемом корпусе. Если угонщик орудует молотком, хотя бы часть ударов придется вскользь.
• Лучше, когда личинка на 100% стальная. Чем больше пластика, тем она хлипче. К тому же пластик можно выплавить или выжечь.
• Есть модели 2-в-1: U-лок + трос с петлями. Сам велозамок цепляется через раму и заднее колесом, а тросом вы обвиваете переднее колесо или сиденье.
Цена. Сколько стоит надежный U-замок для велосипеда?
Более-менее пристойный – от 1000 р. Если мы говорим о топ-брендах, то цены будут плавать в диапазоне от 2 500 до 10 000 р.
4. СКЛАДНОЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ЗАМОК
Складных велозамков уйма. Самые распространенные – пластинчатые (на фото). Такие состоят из 6 или 8 сегментов – проклепанных между собой пластин из закаленной стали. При раскладывании замок вытягивается в змейку, при запирании образует замкнутое «лассо». Таким образом, принцип действия плюс-минус тот же, что и у противоугонной цепи.
Надежность: 3/5
К складным замкам определенно больше доверия, чем к тросам. В то же время они уступают и U-локу, и хорошей сварной цепи. Во-первых, стандартная толщина пластин – 5-7 мм, да и то с учетом оплетки. Во-вторых, замок должен быть туго натянут вокруг велосипеда. Если нет, вор просто подлезет между пластинами с болторезом и разожмет заклепку.
Перевозка: 4/5
Велосипедный замок из пластин легче толстозвенной цепи. От 0,8 до 1,2 кг – столько весит 85-сантиметровая модель, состоящая из пластин толщиной 5 мм. Большой плюс в том, что в сложенном состоянии замок занимает всего ничего – можно кинуть в рюкзак или багажник, закрепить на раме, в держателе для бутылки или зацепить за ремень и носить как кобуру! Самораскладываться в поездке замок не должен – во всяком случае, если убран в чехол или обмотан резинкой.
Удобство парковки: 3/5
Складные велозамки быстро вешаются и не так избирательны к опоре, как U-локи. Но не ждите от них гибкости, как у тросика и цепи, – дискретность сегментов все-таки сковывает маневренность. Это особенно справедливо для трубчатых складных замков вроде нашего V.I.G.I. FL200. Такие вообще нельзя разложить как-то иначе, кроме как кругом.
Памятка: как купить велосипедный складной замок
• Звенья (пластины, трубки…) должны быть хотя 5 мм в толщину.
• Стандартные длины: 60/80/85/100 см. Мы бы предостерегли насчет замков 60 см (слева на фото выше). Слишком короткие. За те же деньги надежнее взять U-lock.
• Если гонитесь за компактностью, присмотритесь к так называемым ленточным замкам-гамбургерам. Они могут достигать 100 см в длину, а сматываются до размеров… гамбургера. Справа на фото выше – пример такого велозамка. К слову, похожая модель (V.I.G.I. FL79) продается у нас в интернет-магазине.
Цена. Сколько стоит хороший складной замок для велосипеда?
От 2 500 до 4 000 руб., если вас интересует недорогой и средние сегменты. Топ-бренды: строго от 4 000 до 10 000 руб.
5. FAQ ПО ВЕЛОЗАМКАМ: ВОПРОСЫ О МЕХАНИЗМЕ, ЗАКАЛКЕ И ДР.
«Сколько замков для велосипеда мне нужно купить?»
Рекомендуем хотя бы два. Один максимально крепкий и неприступный, другой – гибкий. Первым обхватываете раму и заднее колесо; вторым – другое колесо или сиденье.
«Сколько денег закладывать на покупку велосипедных замков?»
Хотя бы 10% от стоимости велосипеда (с учетом тюнинга и кастомизации).
«Бывают ли более-менее пристойные тросовые велозамки»?
Да, усиленные тросы в стальных втулках, как на фото (это наша модель – Palladium PLD 100/1,8). В таких общий диаметр может достигать 18 (!) мм. Это, конечно, не панацея, но от плохо подготовленного вора защитит.
«Что лучше: кодовый велосипедный замок или велозамок с ключом?»
Лучше – то, что удобнее лично вам. Но все же. Если пробежитесь по рейтингам противоугонных средств, то заметите, что в топ-5 нет ни одного замка с кодовым механизмом. Информация для размышления.
«Если ключ, то какой?»
Анализируя флагманские замки топ-брендов, можно наметить такое соотношение: в 70% моделей – дисковый ключ, в 30% – перфорированный. Если объективно, дисковый механизм лучше тем, что он поменьше восприимчив к грязи и конденсату. В теории такой замок будет реже заклинивать.
«Что насчет защиты цилиндра? Секретность, антибамп, антидрилл…»
Это все второстепенно. Самый важный параметр – толщина дужки/корпуса/звена. Сконцентрируйтесь на нем.
«Вы пишете: закаленный велосипедный замок, цепь… Но я на YouTube видел, как каленые цепи болторезом и распиливают за 5 минут. Что же это за закалка такая?»
99% цепей закаливают поверхностно (цементируют). То есть термообработаны 1-2 мм наружного слоя, а внутри сталь сырая. Почему цепи не прокаливают насквозь? Сквозная закалка делает сталь хрупче – цепь разлетится от удара кувалдой.
И да: к увиденному на YouTube стоит относиться с долей скепсиса. Часто видеотесты оторваны от реальности. Это у себя в гараже обзорщик может устроиться, как ему удобно, выбрать любой, даже самый шумный инструмент и начать методично и спокойно, с перерывами на кофе-чай, уничтожать цепь. В полевых условиях у вора таких возможностей точно не будет.
«Существуют ли велосипедные замки, которые невозможно вскрыть?»
Нет. Любой велозамок можно вскрыть за 5 минут или быстрее. Это просто вопрос выбора инструмента. Против той же болгарки бессильны лучшие велосипедные замки, даже вот такие толстенные:
К счастью, в России (в отличие от Копенгагена, Амстердама или Нью-Йорка) кража велосипедов пока еще не носит массового характера, а из инструментов в ходу в основном кусачки да болторезы.
***
Ищете, где купить надежный и удобный велосипедный замок? Загляните в интернет-магазин «Палладиум». В нашем каталоге – 30+ моделей от марок Palladium и VIGI. Среди них: тросики (в том числе армированные), противоугонные цепи (диаметр – до 10 мм), U-локи, пластинчатые, трубчатые и ленточные замки раскладного типа. Розничные цены: от 250 до 4 000р., еще дешевле при заказе оптом. Доставка занимает от 1 дня и осуществляется по всей России.